(044) 5010223       (050) 3330223       (098) 8740978    
Корзина покупок:
Нет товаров

Ric Ocasek - путь профессионала

       Совсем недавно в Нью-Йорке праздновали очередной, на этот раз уже 67-ой день рождения одного очень известного рок-музыканта, композитора, поэта, успешного продюсера по имени Ric Ocasek. Широчайшую известность у зрителей он приобрел, как  ритм-гитарист, вокалист и автор большинства песен всемирно известной рок-группы  The Cars.
     

 

         Урожденный Richard T.Ocasek, потомок польских эмигрантов, родился 23 марта 1949 года в США, в городе Балтимор, где и провел свое детство и отрочество. В момент окончания обучения в средней школе, родители Ричарда приняли решение о переезде в Кливленд, штат Огайо. Вскоре начались годы студенчества, которые он провел довольно активно, осваивая электрогитару и обучаясь в Bowling Green State University и Antioch Collage. Однако несмотря на понимание юношей важности образования, мысль о карьере рок-музыканта была всегда на лидирующих позициях в его сознании. Не закончив колледж, он решает всерьез заняться музыкой. Одной из важнейших ступеней роста в этой музыкальной карьере была историческая встреча с мультиинструменталистом, Бенджамином Орджеховским (Benjamin Orr в дальнейшем). Также американец с польско-русскими корнями, он на долгие годы станет для Ричарда близким другом и соратником во многих важных творческих начинаниях. Познакомились юные амбициозные дарования еще в середине 60-х в Кливленде, где Окасек в начале присоединился к уже существующей студенческой рок-группе Бенджамина Орра под названием The Grasshoppers. В составе этой группы молодые люди впервые попали на местное телевизионное шоу под названием Big Five Show, это было первое публичное выступление будущих звезд. Затем из-за незначительных творческих разногласий и юношеского максимализма, присущего обоим молодым музыкантам, они расстались на несколько лет, чтобы встретиться вновь уже в начале 70-х годов. После этого творческий дуэт Ричарда и Бенджамина принимает решение о переезде в Бостон, город с более активной музыкальной жизнью. В это время они часто выступали на небольших сценах бостонских клубов и ресторанов в качестве акустического дуэта, играющего корневой фолк-рок, издали альбом, напоминающий по стилистике творчество ранних Crosby,Stills,Nash&Young
     

 

       Одновременно с этими дуэтными  выступлениями Окасек и Орр организовывают свою первую рок-группу под названием Milkwood, которая довольно быстро записывает пластинку «How’s The Weather». Эта пластинка выходит на лейбле Paramount Records в начале 1973-го года, но дебют получился сырым и неудачным, ни одна песня с него не попала в поп-чарты музыкальных таблоидов и радиостанций того времени. Несмотря на подобную неудачу на старте, Ричард не падает духом и приходит к выводу о необходимости создания нового коллектива,под задорным названием Richard and The Rabbits. По-мимо его самого и неизменного коллеги Орра, в этот состав был приглашен клавишник из Milkwood - Грэг Хоукс (Greg Hаwkеs). Параллельно друзья не прекращают выступать в формате акустического дуэта, исполняющего американские фолк-роковые стандарты и несколько пробных авторских композиций, сочиненных ими совместно. Забегая в хронологии на несколько лет вперед, скажу по секрету, что некоторые из них будут включены в репертуар ранних The Cars. Чуть позже, примерно в середине 1974-го года Ричард и Бенджамен знакомятся с гитаристом Эллиотом Истоном (Elliot Easton) и создают новую группу с не менее оригинальным названием «Cap’n Swing». На этом витке спирали развития карьеры рок-звезды Ричарда ему неожиданно улыбнулась фортуна.

 

      На этот раз Госпожа Удача явилась в образе продвинутой диджейши из Бостона Maxanne Sartori. В то далекое время Максен Сартори работала на FM-радиостанции WBCN, которая являлась подразделением мощного и популярного в США сетевого радио-ресурса CBS Radio. И на этой радиостанции у молодого симпатичного ди-джея было своя авторская программа, в которой Максен с удовольствием заряжала в радио-эфир самые модные на ее взгляд песни того времени. Услышав на одном из концертов музыку «Cap’n Swing», девушка прониклась ее новаторскими ходами и плотным звучанием. Она знакомится с Ричардом, и получает от него пленки с демо-записями, которые затем охотно размещает в своих радийных программах. Помимо ротации демо-записей на местном радио, Ричард разослал их на целый ряд рекорд-леблов, но к сожалению ни один из них на тот момент не заинтересовался творчеством его команды. Несколько огорченный этим фактом, он приходит к мысли о необходимости очередной реорганизации своей группы, чтобы достигнуть той модели, которая позволит максимально реализовать его сложившуюся выразительную форму написания песен. Для назревшего усиления ритм-секции из довольно популярной рок-группы «Modern Lovers» приглашается барабанщик Дэвид Робинсон (David Robinson), также возвращается на свое штатное место клавишника группы Грэг Хоукс. Такая вновь отформатированная конфигурация бэнда в конце 1976-го нарекается незатейливым именем The Cars и отправляется в дальнейшее непростое плавание по волнам рок-культуры середины 70-х двадцатого столетия.
       

 

       К этому времени, наши славные друзья, поляки в прошлой жизни - Richard T.Otcasek и Benjamin Orzechovski - окончательно превращаются в людей со сценическими именами на саксонский манер - Ric Ocasek и Benjamin (Ben) Orr. К тому моменту эволюционного развития ультра-модные течения американской рок-музыки взяли четкий курс на панк-рок, и берущий свои истоки также из панк-рока, стиль New Wave. Рик Окасек и The Cars сделали выбор в пользу второй ветви исторического развития рок-культуры того времени, и по-прошествии 40 лет можно смело утверждать, явились одними из родоначальников и законодателей мод в музыке стиля "Новая Волна". Вместе с завсегдатаями сцены культового Нью-Йоркского клуба CBGB - Ramones,Talking Heads, Television, Blondie, Debbie Harry - The Cars явились одной из основополагающих групп в развитии американской музыкальной ветви субкультуры "Новая Волна".

 

          А внутри команды, ее абсолютным лидером по количеству созданных хитов, по выбору стратегически правильных стилистических и музыкальных линий развития коллектива был не кто иной, как Рик Окасек. При его активнейшем участии в 1977 году группа The Cars подписывает исторический контракт с Elektra Records. В следующем году на этом лейбле выходит их дебютная одноименная пластинка. И вот тут, на конец-то к Рику Окасеку и остальным «автомобилистам» пришел такой долгожданный и заслуженный успех! Дебютная пластинка продавалась по обе стороны Атлантического океана с невообразимой скоростью и серьезными объемами. В первый же год продаж, этот альбом получил платиновый статус (1 миллион копий) и в ближайшие несколько лет  повторил это достижение несколько раз. На  начало 2001-го года дебютный альбом The Cars был уже 6 раз платиновым, продано свыше 6 млн. копий. Следующая за ней пластинка 1979-го года «Candy-O», была также очень успешной в коммерческом плане и во многом повторяла космические достижения своей предшественницы. Если верить тем же источникам, альбом «Candy-O» получил платиновый статус 4 раза, по-моему тоже очень мощный результат. Группа The Cars первой генерации просуществовала 12 лет, до 1988 года. Опять же, на начало 2001-го года было продано более 23 миллионов копий альбомов команды Рика Окасека. Сравнительно недавно, в 2010 году группа собралась практически в оригинальном составе, за исключением Бенджамина Орра, который к большому сожалению Рика и остальных членов группы, скончался еще в 2000-м году от рака поджелудочной железы. В следующем, 2011-м году, свет увидел новый блестящий альбом The Cars под названием «Move Like This», он явился одним из самых громких воссоединений в новейшей истории рок-музыки 21-го века.

 

           В начале 80-х годов, когда «автомобилисты» находились на пике своей популярности и коммерческого успеха, Окасек решил заняться абсолютно новыми для себя творческими направлениями – собственной сольной карьерой и продюcсированием других артистов и коллективов. Первый сольный альбом музыканта «Beatitude» вышел в 1982-м году, он был выдержан в стилистике New Wave, по звучанию несколько напоминал последние работы Roxy Music и музыку Девида Боуи того периода. Следующий альбом Рика Окасека увидел свет уже в 1986 году и назывался «The Side of Paradise», по саунду он был выдержан в том же стиле, а по настроению был наполнен лирикой и  романтизмом.
И это неудивительно, потому, что в 1984 году во время съемок клипа на один из очень известных треков The Cars - Drive, Рик познакомился с молодой обворожительной фотомоделью Полиной Поризковой, которая была приглашена для съемок в этом клипе. Знакомство двух этих прекрасных людей, несмотря на приличную разницу в возрасте, закончилось скорой свадьбой. При чем для Окасека это был третий брак, но очень счастливый на этот раз. С этой женщиной наш герой счастлив по сей день.

 

        Постепенно интерес к собственной карьере и новый опыт продюсера все больше увлекал Рика, а совместная деятельность с группой The Cars постепенно затухала и  подошла к своему завершению в 1988 году, о чем было сделано официальное заявление. На несколько лет Рик Окасек отошел от активной деятельности и в основном получал удовлетворение от простых человеческих радостей счастливой семейной жизни. Первыми пробами пера в продюсерской деятельности 80-х годов было сотрудничество с американскими группами Suicide, Romeo Void, Bad Brains. В начале 90-х Рик, хорошенько отдохнув от многолетних будней рок-звезды и работы на износ в режиме  нон-стоп, возвращается в шоу-бизнес. В 1991-м году выходит его новая пластинка «Fireball Zone».Трудно судить, что именно сработало в отрицательном ключе – трехлетнее выпадение из обоймы звезд первой величины, либо угасающий зрительский интерес к музыке в стиле New Wave, но этот альбом не имел привычного для его автора коммерческого успеха. Хотя он включал в себя несколько очень ярких, вполне себе хитовых треков. Первый сингл «Rockaway»  имел счастливую судьбу и не одну неделю фигурировал в чартах Billboard Hot-100 на довольно высоких позициях. Баллада «The Way You Look Tonight» также попадала в чарты и звучала в чилаут зонах многих правильных заведений всего мира в 90-х…

 

        Однако люди голосовали деньгами не так активно, как в былые времена, т.е для многих артистов такие продажи считались бы успешными, но только не для нашего звездного героя. Однако по положениям закона физики о сохранении энергии: «Если  где-то, чего-то убыло, то в другом месте обязательно прибудет». Уверен, именно поэтому чуть позже, в 1993-м году, Рик Окасек подписывает контракт на выпуск дебютного альбома, в качестве продюсера с никому не известной тогда группой «Weezer».И вместе с молодыми музыкантами на целый год закрывается в легендарной студии Electric Lady в Нью-Йорке. В результате этой кропотливой работы в мае 1994-го Weezer выпускают одноименный альбом, лучше известный публике, как «Синий альбом» (по цвету обложки). И что бы Вы думали? Победа! Успех! Всеобъемлющая радость и счастье - и молодым артистам, и умудренному опытом продюсеру Окасеку. «Blue Album» в итоге стал трижды платиновым и по сей день считается самым коммерчески успешным альбомом группы Weezer. Не лишним будет отметить, что обоюдовыгодные творческие отношения между этой группой и продюсером Риком Окасеком  на этом не закончились. В 2000 году группа вновь заключила договор со своим старым другом Риком, на продюсирование опять-таки одноименного альбома, который в официальной дискографии называется «Green Album» (по цвету обложки). Пластинка также была успешной и достигла платинового статуса дважды. И наконец совершенно недавно, в конце 2014-го года, Weezer в творческом союзе с Окасеком выпустили свой очередной, девятый альбом на этот раз с оригинальным жизнеутверждающим названием «Everything Will Be Alright in the End».Отмечу, что для Рика Окасека в качестве продюсера этот коллектив стал наиболее успешным в коммерческом смысле. Среди его подопечных артистов, за прошедшие годы были такие разные по музыкальным напрвлениям и коммерческому потенциалу группы, как Hole, Bad Religion, No Doubt, Black 47 etc.

 


      Несмотря на высокую востребованность и серьезные успехи в продюсерской деятельности, Рик не прекращал сочинять и записывать собственные песни .
В 1992-93 годах он строил грандиозные планы по поводу издания нового концептуального альбома. По мнению автора, альбом должен был быть обязательно двойным. Первый диск должен был cодержать композиции написанные в более коммерческом ключе, в духе поздних «The Cars» и ранних альбомов Рика, а второй  – соответственно должен был содержать более некоммерческий материал с нехарактерным, экспериментальным звучанием. Также в комплекте альбома должна была содержаться книга с поэзией Рика Окасека «Negative Theater», изданная музыкантом чуть ранее.

 


         Но большие боссы из Warner Music не поддержали идею выпуска альбома в таком виде по ряду причин. Во-первых, их не удовлетворил достаточно низкий уровень продаж предыдущей работы артиста, а во-вторых двойной альбом, еще и дополненный книгой во многие разы увеличивал бюджет производства этого альбома. В результате воротилами шоу-бизнеса тогда было принято в чем-то «соломоново» решение. Вариант с книгой  даже не рассматривался. Общее количество треков было серьезно сокращено. Диск содержащий более простые, коммерческие композиции вышел в Америке под названием «Quick Change World», а более сложную по восприятию, альтернативную версию альбома выпустили в Европе под названием поэтического сборника - «Negative Theater». Но несмотря на все маркетинговые ухищрения Warner Music Family, цифры проданных носителей этого альбома так же были далеки от привычных для проектов Рика Окасека. Скорее всего поэтому последующие работы музыканта выходили уже на других рекорд-лейблах.

 

        1996 год был ознаменован выходом еще более некоммерческого проекта Окасека в соавторстве с Аланом Вегой, фронтменом американской рок-группы Suicide, которую некогда продюсировал Рик. Альбом «Getchertikitz» был очень специфическим даже для музыкально подкованного обывателя, так как представлял собой сборник стихов различных поэтов-битников, декламация которых сопровождалась довольно странной музыкой и звуковыми эффектами. Естественно, на коммерческий успех в данном случае никто не рассчитывал.
 

 

     Такие работы сильные духом артисты выпускают обычно для самоудовлетворения и/или как дань уважения кому-то, либо чему-то. Здесь сработала любовь Окасека к эстететике битнической поэзии. Ну что же, учитывая, что основные финансовые потоки для семейного бюджета в то время зарабатывались нашим героем на продаже многомиллионных тиражей дебютной пластинки Weezer, «Blue Album», он вполне мог себе позволить такое удовольствие.

 

      Через год, в 1997-м, Рик выпускает свой следующий альбом под названием «Troublizing». В этой пластинке автор возвращается к более традиционному волновому звучанию, однако серьезно модернизирует его. Для этого в качестве со-продюсера и одного из основных музыкантов альбома, Окасеком рекрутируется молодой, но действительно классный Билли Корган – бэндлидер Smashing Pumpkins. Также участвуют в записи альбома наш старый знакомый еще из 70-х, клавишник The Cars Грэг Хоукс, гитарист Bad Religion – Брайан Бейкер, мощнейший барабанщик – Мэтт Уокер, в разное время выступавший с Morrissey, Smashing Pumpkins, Filter, басс и бэк-вокал - Мелисса Ауф Дер Мауэр - виртуозная бассистка из Канады, известная по выступлениям в составе  группы Кортни Лав Hole и позже Smashing Pumpkins. Вот в таком звездном составе музыкантов и продюсеров была записана эта работа.                    

 

        «И если Вы скажите, что это плохо, то станете моим личным врагом», - хочется подытожить вышесказанное именно этой фразой. Пластинка получилась очень вкусной, точнее не скажешь. И это чистая правда – работа очень тонкая и свежая по организации музыкальных текстур и гармоний. По-моему мнению, самая первая,в списке недооцененных в свое время альбомов Окасека периода  90-х, и одна из виртуальной Top-20, отобранных по тому же критерию недооцененности современниками, во всей музыкальной субкультуре New Wave 80-90 годов, вместе со многими альбомами таких коллективов, как Prefab Sprout, Blue Nile, Talk Talk, Deacon Blue, Japan, The Blow Monkeys, Simple Minds, The The etc.

 

        Несколько накопившееся чувство неудовлетворенности от подобного непонимания зрительской аудитории, вылилось в многолетнее молчание, и отход в продюсинг, как основной способ зарабатыванья денег и действенный метод самореализации для тонкой художественной натуры. Следующий камбэк Окасека как автора и музыканта произошел только в 2005-м году с альбомом «Nexterday». Если проводить параллель в построении музыкальной стилистики с предыдущими работами 90-х, то можно отметить общую тенденцию отхода к более прямым, архаичным музыкальным фразам, возможно где-то ближе к корням Новой волны, уходящим в панк-культуру. Более мужестенный, минималистичный, отстраненный саунд, с жесткими, в некоторых треках гаражными гитарными рифами. Большинство инструментальных партий и вокал, разумеется, Рик записал на этой пластинке самостоятельно. Лишь старый друг басист Дэрил Дженифер из Bad Brains звучит во всех песнях. В нескольких треках появляется неизменный Грэг Хоукс с клавишами и акустической гитарой в одном треке. С программингом ударных   помогает барабанщик легендарных рок-индустриальщиков Ministry. Диск достаточно крепкий, имел очень теплые отзывы критиков в ведущих музыкальных таблоидах. Особо хочу обратить внимание на композицию Silver, которая является посвящением безвременно ушедшему большому другу и прекрасному музыканту Бенджамину Орру.
Ведь именно рядом с этим человеком начал свой творческий путь, и стал настоящей звездой рок-сцены мирового уровня Рик Окасек. Больше 30 лет они шли вместе, деля на двоих разочарования, горечь неудач, и первую небывалую радость от успехов их общего детища - супер-группы The Cars.

 

          И все же закончить повествование о Рике Окасеке нужно на мажорной ноте. И наш герой своим следующим карьерным шагом  дает  возможность сделать это. Как уже сообщалось выше, в 2010 году Окасек собирает оригинальный состав ветеранов The Cars, и в следующем году, спустя 23 года после заявления о роспуске группы, выходит новый студийный альбом «Move Like This». Кроме ветеранов группы для работы над альбомом был ангажирован очень модный и грамотный продюсер Jacknife Lee,  послужной список которого является одним из лучших среди коллег-профессионалов.

 

       В разное время этот парень сотрудничал с самыми звездными и востребованными музыкантами – U2, Robbie Williams, Snow Patrol, Taylor Swift, Weezer, The Hives etc. На выходе подобного творческого содружества преданные фаны легендарных The Cars получили прекрасный результат – альбом в лучших традициях коллектива – драйвовый, заряженный только позитивной энергией, сыгранный на высочайшем уровне. Пластинка сразу же получила очень высокие оценки прессы – 4,5 звезды от Rolling Stoune, 4 звезды от Allmusic etc. Отдельно нужно сказать о том, с какой любовью, уважением и деликатностью отнеслись наши «автомобилисты» к светлой памяти своего ушедшего друга Бэна Орра. В интервью журналу Роллинг Стоун Окасек подчеркнул: «Никто кроме Бэна не сможет справиться с его частью работы в группе, поэтому о приглашении нового человека на место Бенджамина не может быть и речи. Мы справимся своими силами». Большинство басовых партий были записаны с помощью грамотного программинга Грэгом Хоуксом и Джекнайф Ли. Все вокальные партии взял на себя Рик. После выхода альбома он занял очень почетное 2-е место в  Top-20 Billdoard Rock Albums. А первый сингл с этой пластинки - «Sad Song» - занял 33 позицию в  Billboard Rock Songs. Также выход альбома был поддержан Северо-Американским туром, хотя многие любители творчества Окасека знают, что он никогда не любил прелести кочевой жизни в турах, тем более в таком зрелом возрасте. Значит эти концерты имели для него особое значение и смысл.